Шубин Анатолий
Алексеевич

Главный художник Екатеринбургского театра юного зрителя (1981–2021). Член Союза театральных деятелей России (с 1984 г.), Союза художников России (с 1987 г.), заслуженный художник РФ, лауреат премий губернатора Свердловской области, имени Геннадия Мосина, В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина.

1981

Спектакль "Без вины виноватые" в 2012 году был отмечен Премией "Браво!" Свердловского областного конкурса на лучшую театральную работу, а в 2013 году удостоен Бронзового "Театрального Олимпа" на III Федеральном фестивале в Сочи.
А.А. Шубин дважды становился лауреатом Премии Губернатора Свердловской области "За выдающиеся достижения в области литературы и искусства": в 1999 году — за спектакль "Житие и страдание преподобной мученицы Февронии" (реж. А.А. Праудин), в 2006 году — за спектакль "Матрас Чижик" Ю. Жигульского (реж. Ю.Е. Жигульский).
Он дважды номинировался на Российскую Национальную театральную премию "Золотая Маска": в 1997 году за "Ля бемоль" и в 2012 году за "Без вины виноватые".
Спектакль "Каштанка" А.П. Чехова (реж. В.В. Кокорин), оформленный Шубиным, был удостоен Специального приза жюри Российской Национальной театральной премии "Золотая Маска" в 2003 году. Он стал участником более 50 международных фестивалей в 14 странах мира, завоевав множество наград.
В 2013 году А.А. Шубин получил Премию имени В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина за проект "Театр у школьной доски", где его сценографические решения помогали раскрывать режиссёрские замыслы. При его участии была проведена реконструкция сценического оборудования Екатеринбургского ТЮЗа и создано Представительство Музея МХАТ.

Признание
и премии
Первая поставновка

В 2022 году А.А. Шубин отметил 70-летие. Родился 1 июня 1952 года в Перми, окончил Пермское педагогическое училище N24. После службы в армии работал фотографом-ретушёром, затем поступил на театрально-постановочный факультет ЛГИТМиК. Дипломный спектакль "Отпуск по ранению" (реж. В.А. Рубанов) он оформил в 1981 году в Свердловском ТЮЗе. Постановка имела большой успех и принесла Шубину признание.

В. А. Рубанов и А. А. Шубин

Шубин славится своими метафорическими сценографическими решениями, тонким вкусом и точной передачей атмосферы. Он создает не просто декорации, а целые визуальные концепции, где каждый элемент имеет драматургическое значение. Его работы отмечают критики: "потоки метафор, бури образов" (О. Лоевский), "поэма старого театра" (Ю. Матафонова).

Многие спектакли Шубина стали театральной легендой, в их числе "Алиса в Зазеркалье", "Человек рассеянный", "Каштанка". Последний отметил 20-летие в 2021 году и продолжает идти с аншлагами.

Авторский
стиль
Карьера и творчество

В 1981 году, будучи ещё молодым художником, был назначен главным художником Екатеринбургского ТЮЗа, которому посвятил 40 лет, сформировав его уникальный сценический стиль. Он оформил около 200 спектаклей для театров Екатеринбурга, Омска, Самары, Санкт-Петербурга, Риги, Ярославля, Челябинска и других городов, работая с такими режиссёрами, как В. Рубанов, А. Праудин, Д. Астрахан, Г. Цхвирава и др.
Среди его знаковых работ:
  • "Иуда Искариот" Л. Андреева (реж. А. Праудин, 1988) – диплом I степени Всероссийского фестиваля детских театров;
  • "Алиса в Зазеркалье" по Л. Кэрроллу (реж. А. Праудин, 1989) – Государственная премия России;
  • "Чайка" А. Чехова (реж. Г. Цхвирава, 1992) – лучший спектакль Свердловского театрального конкурса;
  • "Человек рассеянный" по С. Маршаку (реж. А. Праудин, 1992) – Гран-при международного фестиваля в Греции;
  • "Без вины виноватые" А. Островского (реж. Г. Дитятковский, 2012) – премия "Браво!".

Биография
Живопись и графика
Помимо сценографии Шубин активно работает как художник. Он является членом Союза художников и создаёт станковые произведения в живописи и графике. Его театральные плакаты — это не только осмысление спектаклей постфактум, но и отдельная творческая практика.
«Я начал делать плакаты, потому что мне это было интересно. По завершении работы над спектаклем пытаешься понять: а о чём он, собственно? Загадываешь сам себе загадку — и играешь, пробуешь её разгадать, сочиняя плакат. Как рассказать о спектакле в двух словах, в двух образах?» — говорит художник.
Графичность, минимализм и метафоричность пронизывают его работы в разных жанрах. В своих театральных плакатах он зачастую ищет формы, которые могли бы стать будущими картинами. В этом смысле его творчество выходит за рамки утилитарного театрального искусства и становится самостоятельным художественным высказыванием.
Сайт посвящён биографии и творчеству художника, а также служит галереей его работ с возможностью их приобретения.